Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 «Зернышко» (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 «Зернышко» (далее МБДОУ д/с № 8 «Зернышко») и является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ д/с № 8 «Зернышко».
Рабочая программа воспитания МБДОУ д/с № 8 «Зернышко» разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ).
4. СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20) . «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
6. Государственной программой РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
7. Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
Программа разработана с учетом:
- «Примерной программы воспитания» одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Рабочая программа воспитания призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
В основу рабочей программы воспитания положено личностное развитие воспитанников МБДОУ д/с № 8 «Зернышко») и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) и воспитания в семьях детей от 1,5 лет до 7 лет.
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
1.2. Особенности организуемого воспитательного процесса в ДОУ.
МБДОУ д/с № 8 «Зернышко» расположено на северо-востоке поселка Целина, недалеко от железнодорожного переезда, на территории ОАО «Юг Руси» филиал «Целинский». С северной и восточной стороны ДОУ – жилая застройка, с юга, востока и запада – территория ЗАО «Юг Руси» филиал «Целинский». С севера – проезжая часть улицы Комсомольская п. Новая Целина.
Микрорайон является экологически чистым, имеются тротуары для пешеходов, пешеходные переходы. Жилые массивы состоят из частных домов. Вблизи расположены Целинская общеобразовательная школа № 9, МБДОУ д/с № 4 «Солнышко», парк культуры и отдыха поселка Новая Целина, Клуб поселка Новая Целина, библиотека поселка Новая Целина и Музей Целинского района, что позволяет привлечь их в рамках социально-педагогического партнёрства по различным направлениям воспитания и социализации воспитанников.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на присмотр и уход, оздоровление, воспитание и обучение.
Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает хороший воспитательный результат.
Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.
Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм детско-взрослых сообществ, которые обеспечивают полноценный опыт социализации детей.
Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно - ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание в воспитательно-образовательном процессе уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Огромную роль в формировании духовно - нравственной культуры ребенка играет семья, семейные традиции и обычаи. Ведь именно родители закладывают основы морали, эстетику вкусов, духовный мир ребенка. Становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития.
Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет. Донской край и Целинский район имеют ярко выраженные территориальные, культурно-исторические особенности, что учитывается педагогами в образовательном процессе.
Такой подход является одним из направлений в формировании у детей знаний о природе и истории Донского края, так как оказывает влияние на формирование личности, способствует воспитанию уважения и любви к родному краю.
Малая родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, детский коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.
1.3. Цели и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания - введение дошкольника в мир культуры, сохранение и укрепление психического и физического здоровья, индивидуальности, создание условий для разностороннего развития его способностей.
Задачи воспитания:
-становление у детей базиса личностной культуры, развитие в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к общественной жизни;
-развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях дошкольного образования:
1. В воспитании детей 1,5 – 3-х лет таким целевым приоритетом является
- воспитание доброжелательных взаимоотношений детей, развитие эмоциональной отзывчивости, привлечение к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).
- воспитание самостоятельности, уверенности, ориентация на одобряемое взрослым поведение.
2. В воспитании детей 3-х – 4-х лет таким целевым приоритетом является
- воспитание положительного отношения между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
- воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к родителям, близким людям.
-вызывать эмоциональный отклик на дела и добрые поступки людей.
-воспитание интереса к фольклорным текстам, народным играм, игрушкам
-воспитание интереса к труду взрослых в детском саду и в семье.
-Воспитание бережного отношения к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых.
-воспитание интереса к миру природы.
3. В воспитании детей 4-х – 5-ти лет таким целевым приоритетом является
- воспитание доброжелательного отношения к взрослым и детям, проявление интереса к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать окружающих.
-воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять общепринятые правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу и т.д.).
- воспитание отрицательного отношения к жадности, грубости.
-воспитания интереса к родному поселку и стране, к общественным праздниками событиям.
-воспитание интереса к культурным традициям русского народа, фольклору России; народным промыслам, предметам старинного быта, народному костюму.
-воспитание любви к родной природе и бережное отношение к живому.
-воспитание уважения и благодарности взрослым за их труд, заботу о детях.
4. В воспитании детей 5-ти – 6-ти лет таким целевым приоритетом является
- воспитание культуры поведения и общения детей, привычки следовать общепринятым правилам и нормам поведения.
-воспитание доброжелательного отношения к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношения к малышам.
- воспитание гражданско – патриотического чувства на основе сопричастности к событиям в жизни поселка, страны.
-привитие любви к самобытной культуре Донского края;
-воспитание уважения и гордости к защитникам Отечества.
-воспитание уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.
-воспитание бережного отношения к природе.
5. В воспитании детей 6-ти – 7-ми лет таким целевым приоритетом является
- воспитание гуманистической направленности поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
-воспитание привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах, соблюдение моральных и этических норм.
-воспитание социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
-воспитание чувства гордости за свою семью, умение выразить близким людям свою любовь, внимание, готовность помочь.
-воспитание уважения к культурному наследию и традициям народов России, воспитывать желание сохранять и приумножать наследие предков.
-воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей.
-воспитание уважения, гордости, сопереживания, симпатии к защитникам Родины, поддерживать интерес к русской военной истории.
-воспитание интереса к труду, желание оказывать помощь взрослым, бережное отношение к результатам их труда, как основа достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы воспитания
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и воспитанника, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности детей при нахождении в ДОУ.
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольника;
- учет местных и региональных культурных особенностей в процессе развития и воспитания детей.
Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин)
• создание оптимальных условий для позитивной социализации воспитанников;
•учет условий места и времени, в которых родился и живет ребенок, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа, этноса;
• приобщение ребенка к социально-культурному опыту поколений: традициям, обычаям, нормам и правилам общения; • организация культурных практик;
• поддержка развития индивидуальности; субъектного опыта ребёнка. Системно - деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)
• понимание закономерности детского развития - личностное, социальное, познавательное развитие воспитанников определяется характером организации их деятельности;
• реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно -эстетическое развитие ребенка, опора на ведущие виды деятельности (предметно- манипулятивную в раннем возрасте; игру в дошкольном периоде).