Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 8 "Зернышко" п. Целина Ростовской области

Ростовская область, Целинский район, поселок Целина, улица 1 линия, 1

Телефон

8 (86371) 9-19-45

Эл. почта esipenko.liudmila@yandex.ru

МБДОУ д/с № 8 "Зернышко" п. Целина Ростовской области

Адрес: Ростовская область, Целинский район, поселок Целина, улица 1 линия, 1
Телефон: 8 (86371) 9-19-45
Эл. почта: esipenko.liudmila@yandex.ru

Программа воспитания

Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения «Детский  сад комбинированного вида № 8 «Зернышко» (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы  Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения «Детский  сад комбинированного вида № 8 «Зернышко» (далее МБДОУ д/с № 8 «Зернышко»)  и является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ д/с № 8 «Зернышко».

 Рабочая программа воспитания МБДОУ д/с № 8 «Зернышко» разработана в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ).

4. СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20) . «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).

6. Государственной программой РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.

7. Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

Программа разработана с учетом:

- «Примерной программы воспитания» одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Рабочая программа воспитания  призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.

В основу рабочей программы воспитания  положено  личностное развитие воспитанников МБДОУ д/с № 8 «Зернышко»)  и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

 Рабочая программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) и воспитания в семьях детей от 1,5  лет до 7 лет.

К    Программе прилагается календарный план воспитательной работы.

 

1.2. Особенности  организуемого  воспитательного процесса в ДОУ.

 

МБДОУ д/с № 8 «Зернышко» расположено на северо-востоке поселка Целина, недалеко от железнодорожного переезда, на территории ОАО «Юг Руси» филиал «Целинский». С северной и восточной стороны ДОУ – жилая застройка, с юга, востока и запада – территория ЗАО «Юг Руси» филиал «Целинский». С севера – проезжая часть улицы Комсомольская п. Новая Целина.

Микрорайон является экологически чистым, имеются тротуары для пешеходов, пешеходные переходы. Жилые массивы состоят из частных домов.  Вблизи расположены Целинская общеобразовательная школа № 9, МБДОУ д/с № 4 «Солнышко», парк культуры и отдыха поселка Новая Целина, Клуб поселка Новая Целина, библиотека поселка Новая Целина и Музей Целинского района, что позволяет привлечь их в рамках социально-педагогического партнёрства по различным направлениям воспитания и социализации воспитанников.

Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на присмотр и уход, оздоровление, воспитание и обучение.

Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает хороший  воспитательный результат.

 Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.

Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм детско-взрослых  сообществ, которые обеспечивают полноценный опыт социализации детей.

Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах.  Приоритет отдается творческим играм (сюжетно - ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание в воспитательно-образовательном процессе уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Огромную роль в формировании духовно - нравственной культуры ребенка играет семья, семейные традиции и обычаи. Ведь именно родители закладывают основы морали, эстетику вкусов, духовный мир ребенка. Становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития.

Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет. Донской край  и Целинский район  имеют ярко выраженные территориальные, культурно-исторические особенности, что учитывается педагогами в образовательном процессе.

Такой подход является одним из направлений в формировании у детей знаний о природе и истории Донского края, так как оказывает влияние на формирование личности, способствует воспитанию уважения и любви к родному краю.

 Малая родина – это,  прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, детский коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

1.3.  Цели и задачи воспитания

   Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

     Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая  цель воспитания  - введение дошкольника в мир культуры, сохранение и укрепление  психического и физического здоровья, индивидуальности, создание условий для разностороннего развития его способностей.

Задачи воспитания:

-становление у детей базиса личностной культуры, развитие в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к общественной жизни;

-развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

    Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях дошкольного образования:

1. В воспитании детей 1,5   – 3-х  лет таким целевым приоритетом является

воспитание  доброжелательных взаимоотношений детей, развитие эмоциональной отзывчивости,  привлечение к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться). 

- воспитание самостоятельности, уверенности, ориентация на одобряемое взрослым поведение.

 

2. В воспитании детей  3-х   – 4-х  лет   таким целевым приоритетом является

- воспитание положительного  отношения  между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. 

- воспитание  эмоциональной  отзывчивости, любви к родителям, близким людям. 

-вызывать эмоциональный отклик на дела и добрые поступки людей.  

-воспитание интереса к фольклорным текстам, народным играм, игрушкам 

-воспитание интереса к труду взрослых в детском саду и в семье.  

-Воспитание бережного  отношения  к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых. 

-воспитание интереса  к миру природы.

 

3. В воспитании детей  4-х  – 5-ти лет     таким целевым приоритетом является

- воспитание доброжелательного  отношения  к взрослым и детям, проявление  интереса  к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать окружающих.

-воспитание  культуры  общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять общепринятые правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу и т.д.).

- воспитание  отрицательного  отношения  к жадности, грубости.

-воспитания   интереса  к родному поселку  и стране, к общественным праздниками событиям.

-воспитание   интереса к культурным традициям русского народа, фольклору России; народным промыслам, предметам старинного быта, народному костюму.

-воспитание  любви  к родной природе и бережное отношение к живому.

-воспитание уважения  и благодарности  взрослым за их труд, заботу о детях.

 

4. В воспитании детей  5-ти  – 6-ти  лет  таким целевым приоритетом является

- воспитание  культуры  поведения и общения детей, привычки  следовать общепринятым правилам и нормам поведения. 

-воспитание доброжелательного  отношения  к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношения к малышам. 

- воспитание  гражданско – патриотического  чувства на основе сопричастности к событиям в жизни поселка, страны. 

-привитие  любви  к самобытной культуре Донского  края; 

-воспитание  уважения и гордости  к защитникам Отечества. 

-воспитание  уважения  и благодарности  к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. 

-воспитание  бережного  отношения  к природе. 

 

5. В воспитании детей  6-ти  – 7-ми  лет  таким целевым приоритетом является

- воспитание  гуманистической  направленности поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. 

-воспитание  привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах, соблюдение моральных и этических норм.

-воспитание  социальной  активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

-воспитание  чувства гордости за свою семью, умение выразить близким людям  свою любовь, внимание, готовность помочь.

-воспитание   уважения  к культурному наследию и традициям народов России, воспитывать желание сохранять и приумножать наследие предков.

-воспитание  толерантности по отношению к людям разных национальностей. 

-воспитание  уважения,  гордости, сопереживания, симпатии  к защитникам  Родины, поддерживать интерес к русской военной истории.

-воспитание  интереса к  труду,  желание оказывать помощь взрослым, бережное отношение к результатам их труда, как основа достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.

1.4. Принципы и подходы к формированию  рабочей программы воспитания

Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):

- поддержка разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка.

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и воспитанника, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности детей при нахождении в ДОУ.

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольника;

- учет местных и региональных культурных особенностей в процессе развития и воспитания детей.

Культурно-исторический подход  (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин)

• создание оптимальных условий для позитивной социализации воспитанников;

•учет условий места и времени, в которых родился и живет ребенок, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа, этноса;

• приобщение ребенка к социально-культурному опыту поколений: традициям, обычаям, нормам и правилам общения; • организация культурных практик;

• поддержка развития индивидуальности; субъектного опыта ребёнка. Системно - деятельностный  подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)

 • понимание закономерности детского развития - личностное, социальное, познавательное развитие воспитанников определяется характером организации их деятельности;

• реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно -эстетическое развитие ребенка, опора на ведущие виды деятельности (предметно- манипулятивную в раннем возрасте; игру в дошкольном периоде).

Программа воспитания

Календарный план воспитательной работы